РАЗВОРОТЫ И ПОВОРОТЫ НА ГОРКАХ


Содержание:
1. Разворот на горке (Ранверсман)
2. Скоростной поворот на горке
3. Переворот на горке
4. Выдержки из инструкций для боевых самолетов:



Разворот на горке при умелом применении актуален до настоящего дня, а его вариация в виде «качелей», превратилось в мощное оружие в руках умелого пилота.
Разворот на горке можно применять как в атакующих, так и контратакующих действиях. В атакующих целях разворот хорошо подходит при встрече с противником на встречных курсах, идущим на большей высоте с малой скоростью. Разворотом вы окажетесь чуть выше и сзади него на расстоянии атаки. Здесь важен ваш расчет времени момента начала выполнения горки. В контратаке прием эффективен при положении противника сзади вас и при наличии отрыва от него по дистанции, ведь необходимо время для проведения разворота. А после выполнения разворота вы будете идти на противника встречным курсом.


Техника выполнения:

Разворот на горке (Ранверсман)


1. Набрать скорость в горизонтальном полёте или на снижении при работе двигателя на максимальной мощности;
2. Убедиться в отсутствии кренов.
3. Плавным движением ручки "на себя" перевести самолёт на кабрирование с углом 60° (при большой скорости - больше, при меньшей - меньше) и удерживать его в этом угле почти до скорости сваливания.
4. Не изменяя угла кабрирования, отклонением педали в нужную сторону выполните поворот вокруг вертикальной оси самолёта. Стремление самолёта к переворачиванию "на спину" парируйте отклонением ручки "от себя" и в сторону, противоположную отклонению педали. При повороте следите за определением момента начала поворота, величиной крена и выполнением поворота в одной плоскости.
5. После того, как нос самолёта опустится ниже горизонта на 20-30°, плавно уменьшите наддув двигателя до минимального и установите угол пикирования, равный углу набора.
6. Продолжите движение под углом вниз с набором скорости в направлении, противоположном первоначальному полету. Набрав скорость, начинайте выводить самолёт из пикирования в горизонтальный полёт.

Ранверсман тактически применить гораздо легче, чем хаммерхеад, так как неконтролируемая фаза уменьшена. Однако проходимая дистанция гораздо больше, что не позволяет изменить курс настолько быстро, насколько это происходит при хаммерхеде. Таким образом ранверсман, или разворот на горке, будет тактически выгоден в бум-зуме против протиника, сохранившего скорость или применившего для ухода из под атаки например бочку.


Скоростной поворот на горке

1) Начало аналогично ранверсману, однако тангаж остается в пределах 45 градусов.
2) Не дожидаясь значительного падения скорости, а наоборот, еще до начала ее заметного снижения, даем небольшой крен в желаемую сторону и одновременно даем полной ноги в ту же сторону.
3) Парируем возникающий кренящий момент на выход из поворота.
4) Крутизну разворота контролируем креном - чем больше крен внутрь, тем круче поворот
5) Через некоторое время самолет ляжет на обратный курс.


Данный момент имеет не очень большое тактическое применение и применяется в основном для агрессивного выхода из боя. Типовая ситуация применения: вы пытаетесь уйти на скорости, за вами на д 20-10 один, два или три противника. Вы выполняете скоростной разворот на горке, что воспринимается противником, как косая полупетля - это вводит его в заблуждение и заставляет ошибиться в прицеливании и маневрировании. В результате происходит лобовая после чего вы на большой скорости отрываетесь со снижением и уходите или вновь атакуете. Плюсы этого маневра в том, что а) он вводит противника в заблуждение, б) он позволяет сохранить высокую скорость и управляемость. Минусы - чем больше противников и чем они ближе, тем круче должен быть ваш разворот, что сводит на нет преимущество в сохраняемой скорости.


Переворот на горке с утлом 45°.

Переворот на горке представляет собой сочетание первой половины горки, полубочки и второй половины переворота или петли.

На скорости 260-300 км/ч плавным движением ручки "на себя" переведите самолёт на кабрирование с утлом 45°. Величину угла контролируйте по положению консоли крыла и фюзеляжа относительно линии горизонта. При достижении заданного утла небольшим движением ручки "от себя" зафиксируйте это положение и в дальнейшем сохраняйте его до начала выполнения полубочки. Когда скорость будет равна 200 - 250 км/ч, плавным движением ручки в сторону переворота придайте самолёту вращение вокруг продольной оси, т.е. выполните полубочку.

После того, как самолёт перевернётся в положение "вверх колёсами", поставьте педали в нейтральное положение, а движением ручки прекратите вращение. После прекращения вращения плавным движением

ручки "на себя" подведите капот самолёта к линии горизонта, и, продолжая плавно подбирать ручку "на себя", выведите самолёт в прямолинейный горизонтальный полёт в направлении, обратному вводу, с таким расчётом, чтобы в конце вывода скорость была равна 300 км/ч.


Выдержки из инструкций для боевых самолетов:

ЛаГГ-3

106. Выполняется ранверсман на скорости более 400 км/час. Сделав горку под углом 70—80°, довести скорость до 250 км/час, затем плавно дать ногу в сторону желаемого разворота, ручку придерживать от себя и в сторону, противоположную развороту— самолёт развернётся в сторону данной ноги и перейдёт в пикирование.
После разворота на 90° начинать убирать газ так, чтобы к входу в пикирование газ был полностью убран.
Потеря высоты, считая от верхней точки горки до выхода в горизонтальный полёт после пикирования, составляет 700 м.

Ла-5ФН
92. Для выполнения ранверсмана с максимальной скорости горизонтального полёта необходимо, плавно выбирая ручку на себя, перевести самолёт в положение 70 - 80° по отношению к горизонту. При уменьшении скорости до 240 - 250 км/час дать ногу в сторону желаемого переворота, ручку от себя и в сторону, противоположную данной ноге, во избежание сваливания самолёта на спину. После того как самолёт развернётся на 90° от первоначального направления движения, плавно убирать газ, так чтобы он был полностью убран к моменту, когда самолёт войдет в пикирование.

Скорость при выводе 350 - 370 км/час по прибору.
Разницы между правым и левым ранверсманом нет.
Потеря высоты, считая от верхней точки ранверсмана до выхода в горизонтальный полёт после пикирования, составляет около 700 м.

Як-3
Ранверсман выполияется на максимальной скорости горизонтального полета. Сделать горку под углом 60-80°. Достигнуть скорости 200-240 км/час, плавно дать ногу в сторону желаемого поворота, ручку немного от себя и в сторону, противоположную разороту, для предотвращения переворота самолета на спину.
Самолет свалится на крыло и перейдет в пикирование. После разворота самолета на 90° начать убирать газ с таким расчетом, чтобы к моменту перехода в пикирование газ был полностью убран.
При выполнеиии ранверсмана потеря высоты, считая от верхней точки горки до выхода в горизонтальный полет, составляет около 600 м.

Подготовил =U2=Chibis